Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. На корабле имелся вспомогательный котел, обеспечивающий паром судовые механизмы. Он находился в носовом котельном отделении у левого борта, его дымоход был выведен в носовую трубу. Расход топлива в час (по проекту) на полном ходу (26 уз.) составлял 4 т, на экономическом (14 уз.) — 1,2 т; фактический: на малом ходу (8 уз.) —1,1 — 1,2 т, на среднем (12 уз.) 1,4 — 1,6 т, на полном (16 уз.) 1,9 — 2,02 т, на самом полном (20 уз.) 2,6 — 2,9 т и на 21,5 уз. — 4,0 т (данные по североморским СКР на 1944 год). Расход топлива на стоянке: летом — 0,7 т, зимой — 0,8 т. При запасе топлива 108 т СКР «Шквал» в 1944 году мог пройти 8-узловым ходом 900 миль за 112 ч, 12-узловым — 982 мили за 81 ч, 16-узловым — 843 мили за 57 ч и 22-уз-ловым — 700 миль за 31 ч. Сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал» у Минной стенки в Южной бухте Севастополя после завершения учений. Справа на переднем плане стоит командир бригады крейсеров И.С.Юмашев, слева — командир бригады торпедных катеров ИЛ.Кравец, в центре в белой форме — командир СКР «Шторм», 1935 г. «Морская коллекция» № 4'2005 27 га X ГС с Запас топлива (флотский мазут марки «Ф») размещался в днищевых цистернах. Нормальный запас топлива (по проекту) составлял Ют, наибольший — 85 т. При вступлении головного корабля в строй он имел нормальный запас топлива (на 12 часов полного хода) 48 т и полный — 112 т. После ремонтов и модернизаций корабли имели нормальный запас от 102 до 115 т, и полный от 116 до 125 т. Для принятия топлива служил поршневой нефтепогрузочный насос. Время приемки топлива — 15 — 20 т/ч. Запас питательной (котельной) воды составлял 11 — 21 т. Она хранилась в днищевой цистерне (проекты 2 и 4) или бортовых цистернах (проект 39). Запасы питательной и питьевой воды пополнялись от двух испарителей системы «Роберт Круг» производительностью в сутки: 24 — 25 т питательной и 2,5 т питьевой. Время подготовки энергоустановки из холодного состояния — 2 ч, экстренное — 1ч. Наибольшая контрактная скорость была установлена в 29 уз., экономическая (при работе одного котла) — 14 уз. Однако ни один корабль контрактной скорости не достиг. Головной «Ураган» на ис- пытаниях развил 26 уз., остальные не дотягивали и до этого показателя. Спустя 10 лет после вступления в строй, в связи с износом механизмов, скорость значительно снизилась. «Тайфун» на приемных испытаниях показал 25,1 уз., но к 1940 году (перед капитальным ремонтом) мог развить только 16 уз. |