Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В пути отмечались случаи, когда из-за чрезмерной нагрузки выкрашивался металл из колёсных пар транспортёров В связи с этим, их приходилось несколько раз ремонтировать или даже менять. Особую тревогу вызывало прохождение туннелей. Начальник эшелона и командиры лодок в таких случаях спешивались и на опасных участках шли рядом с медленно двигавшимся составом. Сборка «малюток» на ССЗ № 202 во Владивостоке, 11 марта 1933 г. (Музей истории Тихоокеанского флота) Для преодоления Яблоновского и Саянского горных перевалов эшелон пришлось разделить на три части, каждую из которых затем поочерёдно тянул усиленный состав локомотивов. После преодоления перевала состав вновь соединялся воедино и продолжал движение на восток. В конце концов всё осталось позади, и 6 января 1934 года первый эшелон с «малютками» прибыл во Владивосток. В начале апреля туда пришёл и второй состав, доставивший М-4, М-5 и М-6. А последний поезд с лодками VI серии отправили из Николаева 30 ноября 1934 года. Сборка «малюток» и монтаж механизмов и вооружения осуществлялись на специально огороженном высоким забором участке территории завода № 202 (Дальзавод) с подведёнными железно- дорожными путями. Вместе с рабочими активное участие в работах принимал также личный состав подводных лодок. Обеспечивали проведение работ по сборке и испытаниям (контрольный выход) ответственные сдатчики от завода № 198 К.И.Руберовский и Е.П.Егоров, прибывшие на Дальний Восток вместе с первым эшелоном «малюток». На собранные подлодки загружали аккумуляторные батареи и по мере готовности спускали «малютки» на воду. Затем устанавливали на свои места всё снятое перед транспортировкой на Тихий океан оборудование и проводили в Амурском заливе сдаточные испытания и контрольный выход. При этом сохранялись нанесённые ещё в Николаеве в носовой части побортно белой краской трёхзначные строительные номера. Морская коллекция» № 5'2009 21 Построечные даты подводных лодок VI серии
Отработка действий личного состава АСС ЧФ по подъёму аварийной подлодки (списанной ПЛ VI серии) с помощью понтонов |