Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. После завершения испытаний Государственная комиссия подписывала Приёмочный акт, и лодка зачислялась в состав Морских Сил РККФ. Одновременно закрашивался построечный номер в носовой части, а на ограждении рубки наносилось наименование лодки. 26 апреля по завершении сборки и проведения контрольного выхода был подписан Приёмочный акт на подводную лодку М-1. Параллельно со сборкой «малюток» в бухте Малый Улисс близ Владивостока шло строительство причалов, казарм и дорог. В период с октября по ноябрь 1933 года МСДВ получили от промышленности восемь подлодок, из которых сформировали первые два дивизиона «малюток». До конца 1934 года на Дальнем Востоке были сданы все 28 субмарин. Последними 5 декабря Государственная комиссия приняла М-25, М-26 и М-27. С данными об этапах постройки лодок VI серии можно познакомиться в приведённой здесь таблице. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА Корректировку проекта «малюток» VI серии начали ещё до завершения строительства первых подлодок. Дальнейшим развитием малых подводных лодок этого типа стали субмарины Vl-биc серии. 13 августа 1933 года Правительством СССР было принято решение о закладке в следующем году 20 лодок типа М серии Vl-биc водоизмещением 161/201 т. Вопрос об улучшении их тактико-технических характеристик рассматривался и решался при участии заместителя наркома обороны, начальника вооружения РККА М.Н. Тухачевского, начальника ВМС В.М.Орлова и его заместителя И.М.Лудри. В итоге лодки серии Vl-биc получили цистерну быстрого погружения, электрический привод управления носовыми горизонтальными рулями, оптимальный - четырёхлопастный взамен прежнего трёхлопастного - гребной винт с лучшими гидродинамическими характеристиками и несколько изменённые обводы кормовой оконечности при одновременном незначительном увеличении длины на 0,9 м. В итоге исчез характерный для «малюток» VI серии срез («ступенька») в кормовой части. Изменили 22 Морская коллекция» № 5'2009 Матрос в кормовом люке ПЛ VI серии, ТОФ также конфигурацию ограждения рубки, выполнив её более обтекаемой и высокой. Время погружения лодки из крейсерского положения в подводное (под перископ) сократили в итоге со 120 до 80 секунд. Скорость подлодки в надводном положении довели до 13,2 узла, в подводном - до 7,16 узла, автономность - до 10 суток, дальность плавания полной надводной скоростью - до 545 миль. Удалось улучшить и обитаемость лодки. |