Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. преодоления минных полей в подводном положении. В рамках проектирования малых позиционных подводных лодок на основании указанного оперативно-технического задания Научно-технического комитета Управления ВМС РККА была завершена разработка нескольких вариантов общего (эскизного) проекта. Один из них с одной парой торпедных аппаратов и 37-мм полуавтоматом был завершён 15 марта 1931 года, а 20 марта того же года состоялось его рассмотрение и утверждение Реввоенсоветом СССР для дальнейшего рабочего проектирования. В качестве прототипа при разработке конструкции малой подводной лодки, отнесённой к VI серии, был использован проект малой 120-тонной субмарины И.Г.Бубнова «Минога» (1906 - 1909 годы), приспособленной для транспортировки по железной дороге - в годы Гражданской войны эта лодка вместе с тремя другими успешно участвовала в межтеатровом манёвре и перебрасывалась с Балтийского моря на Каспийское. Одним из основных было требование обеспечить транспортировку этих лодок по железной дороге с минимальным объёмом работ на разборку и сборку отдельных элементов их конструкций. В ходе рассмотрения проекта, представленного лично наморси В.М.Орловым, членами РВС был высказан ряд замечаний и указано на недостатки будущих лодок, принятые проектантом во внимание. Так, например, отмечалось, что при расчётной величине надводного водоизмещения лодки в 154 т и запасе водоизмещения всего в две тонны переход лодки из подводного положения в надводное будет чрезмерно длительным; недостаточными признавались ёмкость аккумуляторной батареи и калибр единственного палубного орудия - 37-мм полуавтомата и др. При определении оптимальных плановых сроков проектирования и постройки кораблей VI серии РВС принял во внимание предложение главного конструктора АН. Асафова о том, что разработка рабочих чертежей малой подводной лодки в Техбюро № 4 займёт от силы четыре месяца, а постройка - шесть, считая от даты утверждения проекта. Несколько забегая вперёд, отметим, что в итоге этого времени оказалось всё же недостаточно и, как следствие, ряд вопросов при разработке проекта вследствие вынужденной спешки был проработан без должной глубины, что и выяснилось уже при рассмотрении Схема германской малой ПЛ 11В-7 6 «Морская коллекция» № 5'2009 Гзрманский малый подводный минный заградитель иС-5 (Интернет) проекта на Реввоенсовете (например, полностью цельносварной корпус в короткие сроки проработать не успели, по этой причине все основные соединения корпуса подводных лодок остались клёпаными). |