Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Судя по всему, и сам А.Н. Асафов, имевший к тому времени опыт проектирования более крупных крейсерских подводных лодок IV серии типа «Правда», вначале не совсем верно оценил сложности создания им же предложенных «малюток», либо в силу обстоятельств был поставлен перед необходимостью назвать именно такой срок. Со всей остротой это проявилось позже, при проектировании, постройке и особенно при испытаниях головных лодок серии, когда обнаружилось немало достаточно специфических недостатков. Ведь одновременно с работой над «малютками» А.Н. Асафов продолжал оставаться главным конструктором подводных лодок IV серии, как раз строившихся на судостроительном заводе №189 в Ленинграде, где проблем было не меньше Тем не менее уже в мае того же 1932 года А.Н. Асафов доложил руководству ВМС РККА о проделанной работе по устранению высказанных при рассмотрении проекта на Реввоенсовете замечаний. Так, для уменьшения времени откачки балласта при всплытии «Морская коллекция» № 5'2009 7 Ограждение рубки и мостика выполнялось из алюминиевого сплава, крышка рубочного люка - из бронзы. К нижней части корпуса крепился коробчатый киль сварной конструкции, служивший одновременно и осушительной магистралью, куда спускалась вода из цистерн главного балласта и отсеков лодки, а затем откачивалась за борт. По длине прочный корпус лодки делился тремя лёгкими переборками, рассчитанными на давление в 1 атмосферу, на четыре отсека - торпедный, центральный пост, дизельный и электромоторный. Цистерны главного балласта (ЦГБ) общим объёмом до 25% запаса плавучести лодки располагались в оконечностях, вне прочного корпуса. Ещё одна бортовая ЦГБ находилась внутри корпуса. Также имелись палубные цистерны и цистерна плавучести в носовой оконечности, предназначенная для снижения степени зарываемое™ при движении лодки в надводном положении. Открытие кингстонов цистерн осуществлялось наружу с помощью ручных приводов. Перекачка воды из одной дифферентной цистерны в другую производилась вручную, насосом Гарда. Водяной трубопровод предусматривался из стальных труб и стальной арматуры. Время погружения лодки (без хода) из крейсерского положения в подводное при заранее открытых кингстонах составляло 2 минуты, время всплытия в надводное положение с осушением цистерн -11 минут. Судовые потребители были рассчитаны на напряжение в 110 В. Аккумуляторная батарея типа «МЛ», |