Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В 1992 г. «Пахтусов» передан Архангельскому морскому торговому порту. В середине 1990-х гг. продан на металлолом. На разделочную базу в Индию пришёл своим ходом, ведя на буксире один из списанных кораблей Северного флота, также предназначенный на слом. «Георгий Седов» Назван в честь Георгия Яковлевича Седова (1877—1914),— старшего лейтенанта флота, полярного исследователя, руководителя экспедиции к Северному полюсу. Ледокол «Пересеет» — вспомогательное судно Краснознамённого Северного флота Заводской № 776. Заложен 3 января 1967 г. Спущен на воду 15 июня 1967 г. Сдан флоту 30 декабря 1967 г. Ответственный сдатчик E.H. Литонов. Принадлежал Провиденской базе Гидрографического предприятия Минис- 21 «Морская коллекиия» № 8'2009 Представители проекта 97Д гидрографические судна «Петр Пахтусов» (вверху) и «Гэоргии Седов» 22 «Морская коллекция» № 8'2009 терства морского флота. В 1992 г. передан в состав Дальневосточного морского пароходства и в том же году списан. ПРОЕКТ 97Б ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО «ВЛАДИМИР КДВРАЙСКИЙ» В 1969 г. для Гидрографической службы военно-морского флота на базе ледокола проекта 97 было построено гидрографическое судно «Владимир Каврайский». От прототипа оно отличалось увеличенными размерами (водоизмещение — 3450 т; длина — 70,1 м; осадка — 6,4 м), а также дальностью и продолжительностью автономного плавания — 13 100 миль и 60 суток соответственно. На судне оборудована вертолётная площадка. Экипаж судна увеличен до 63 человек, научный состав — 17 человек. Военный представитель по приёмке заказа — майор В.Н. Нестеров. Названо в честь Владимира Владимировича Каврайского (1884—1954) — советского геодезиста, картографа и астронома. Входит в состав Отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов Гидрографической службы Краснознамённого Северного флота. ПОГРАНИЧНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ И ПАТРУЛЬНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ ПРОЕКТА 97П В конце 1960-х гг. у командования ВМФ и Пограничных войск КГБ СССР вновь появился интерес к вооружённым ледоколам. Это было связано с необходимостью контролировать экономические зоны, расположенные в районах со сложной ледовой обстановкой. Помимо этого, требовалось обеспечить надзор у кромки плавучих льдов в арктических водах СССР, где периодически «случайно» стали появляться ледоколы США и Канады. Посылать для их вытеснения боевые корабли было невозможно, равно как и отвлекать на это линейные ледоколы, обслуживающие Северный морской путь (да и постоянного вооружения последние не несли). |