Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В силу этих обстоятельств принимается решение о постройке серии вооружённых ледоколов — пограничных сторожевых кораблей (ПСКР). Для упрощения задачи новый корабль решили разработать на основе ледокола проекта 97. Как отмечают в своем исследовании «Военно-морской флот СССР 1945 — «Владимир Каврайский» в походе. Судно имеет совсем не парадный вид 1991» В.П. Кузин и В.И. Никольский, «...при создании ледоколов наибольшей проблемой является выбор удачного теоретического чертежа и мощности ГЭУ при заданном водоизмещении. Огромную роль здесь играет практический опыт. Всё это приводит к большому консерватизму при проектировании ледоколов, и он вполне оправдан. Вот поэтому принятие проверенного уже в эксплуатации ледокола в качестве прототипа нового ПСКР и было вполне оправдано». Технический проект разрабатывался ЦКБ «Айсберг» и был завершён в 1970 г. Главным конструктором на стадии технического проекта являлся А.Н. Василевский, а в дальнейшем — Б.А. Олигер. По архитектурному типу — это корабль с удлинённым полубаком. Корпус разделён главными поперечными переборками на семь отсеков, непотопляемость обеспечивается при затоплении одного или двух смежных отсеков. Двухвальная главная энергетическая установка даёт возможность получить лёдопроходи-мость до 70 см. Как и на большинстве ледоколов, реализован принцип электродвижения: три главных дизеля 13Д100 работают на электрогенераторы, а два главных электродвигателя (с безредук-торной передачей) — на гребные винты. Для обеспечения электроэнергией корабельных потребителей служат пять вспомогательных дизель-генераторов 6Ч2Б/34. ПСКР отличается от прототипа отсутствием носового винта, увеличенной максимальной длиной, более развитой надстройкой (из-за роста численности экипажа), выполненной из алюминиево-маг-ниевых сплавов (для уменьшения веса). Чтобы использовать вертолёт Ка-25ПС, предусматривались создание взлётно-посадочной площадки (на некоторых кораблях с раздвижным укрытием) и возможность хранения небольшого запаса авиатоплива. Полное водоизмещение корабля увеличилось по сравнению с прототипом на 800 т. В процессе строительства и модернизационных работ корабли внешне немного изменялись — менялись высота трубы и местоположение 30-мм автоматов, на некоторых из них отказались от РЛС «Вымпел». Для снижения бортовой качки установили две успокоительные цистерны. Однако до конца эту проблему решить так и не удалось. Качка на открытой воде изматывает личный состав и затрудняет использование вертолёта. Из-за этого представители проекта 97П получили у моряков прозвище «бабуины». Ещё одним недостатком ПСКР была их сравнительно малая скорость для этого класса кораблей — 15,4 уз. |